Дата очередного заезда 17.11.2021г.

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К САНАТОРНО-КУРОРТНОМУ ЛЕЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ
ГБУ РО «РЯЗАНСКИЙ ДЕТСКИЙ САНАТОРИЙ ПАМЯТИ В.И. ЛЕНИНА»

Е.В. Ермакова

Санаторно-курортное лечение детей является одним из этапов педиатрической помощи, которая обеспечивает преемственность и непрерывность лечения педиатрической службы – поликлиника, стационар, санаторий. Санаторное лечение максимально использует целебный эффект естественных природных и преформированных физических факторов, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей, в значительной степени повышающих иммунологическую резистентность организма, его функциональные резервы, медицинскую реабилитацию.

Рис. 1. Рязанский детский
санаторий – территория
счастливого детства.

Немедикаментозные методы лечения как более физиологичные, имеющие мало противопоказаний и осложнений, способствующие улучшению функции систем и органов, должны стать приоритетными при лечении заболеваний у детей. 

Рязанский детский санаторий памяти В.И. Ленина является единственным лечебным учреждением в нашем регионе для оказания санаторно-курортной помощи детям Рязанской области (рис. 1). Специализируется на лечении детей в возрасте от 3 до 14 лет, развёрнут на 240 койко-мест (150 – школьных, 90 – дошкольных) круглогодичного пребывания детей.

Курс санаторно-курортного лечения условно делится на периоды:

  1. 1. Период адаптации – период приспособления к новой обстановке, новым условиям среды, при смене климата – акклиматизации. Продолжительность этого периода в местном санатории – 1-3 дня. Научно доказан факт, что смена климата и места проживания осложняет и удлиняет период адаптации ребенка до 7-8 дней, так как вызывает у него перестройку деятельности всех физиологических систем организма и усиление напряжения систем регуляцию. Таким образом, наилучшей мерой для оздоровления детей является их пребывание в загородных условиях, вблизи постоянного места жительства, в родном климате, т.е. в местном санатории. В этом периоде проводятся необходимые обследования, назначается лечение. Режим щадящий.
  2.  
  3. 2. Основной период или лечебный (10-14 дней), период проведения основного курса восстановительных мероприятий. Режим щадящий, тонизирующий или тренирующий, в основе - нарастающая физическая нагрузка.
  4.  
  5. 3. Заключительный период (2-3 дня), период закрепления достигнутых результатов в оздоровлении. Оцениваются результаты лечения и течение заболевания, определяются рекомендации по дальнейшему врачебному наблюдению и соблюдению правил здорового образа жизни ребенком, в целях профилактики развития обострения и новых заболеваний.
  6.  
  7. 4. Период реакклиматизации (2-3 дня), период, в течение которого проходит адаптация к домашним условиям.

Санаторно-курортное лечение носит, по своей сути, реабилитационный характер. Для осуществления цели деятельности санатория нами используется рациональная интегративная модель комплексной реабилитации с междисциплинарным подходом (рис. 2).

Рис. 2. Рациональная интегративная модель комплексной реабилитации с междисциплинарным подходом.

Комплексная реабилитация включает  медицинскую и социальную реабилитации, которые интегрируют друг с другом, объединяются одной целью – сохранение и укрепление здоровья ребенка, создают единое лечебное пространство. Каждый вид реабилитации имеет свою инфраструктуру. Медицинская реабилитация представлена диагностическим и лечебным подблоками.

При поступлении дети проходят необходимое обследование. Диагностическая база санатория представлена клинико-диагностической лабораторией, рентгенологическим кабинетом, кабинетами ультразвуковой диагностики и электрокардиографии. Имеется стоматологический кабинет, проводятся функциональные пробы, спирометрия, консультирование детей врачами-специалистами.

На основании данных обследования, основного и сопутствующего диагноза каждому ребенку составляется индивидуальная программа оздоровления. Приоритетное значение имеет использование природных лечебных факторов в сочетании с другими немедикаментозными методами.

Оздоровительное лечение комплексное и включает климатотерапию, лечебное питание, витаминотерапию, аппаратные методы физиотерапии, парафино-озокеритолечение, прием кислородного коктейля, галотерапию, лечебную физкультуру, медицинский массаж, терренкур, и в случае необходимости, медикаментозное лечение.

Санаторий располагается в 20 км от г. Рязани, в поселке Солотча в окружении Мещерского национального парка на границе климатических зон заливных приокских лугов и реликтового соснового леса.

Целебный воздух этих мест, насыщенный фитонцидами хвойных деревьев, эфирными маслами, отрицательными ионами в сочетании с современными методами восстановительного лечения обладает мощным укрепляющим и оздоравливающим эффектом.

Инновационным геологическим комитетом ООО «ИНГЕОЛКОМ+» (г. Москва) для нашего санатория разработан биоклиматический паспорт, который свидетельствует о благоприятных ландшафтно-климатических условиях для лечения и профилактики различных заболеваний.

Интегральная оценка всех параметров ландшафта территории санатория для цели лечебно-оздоровительного использования равно 2,8 балла (из 3 возможных), что позволяет рассматривать местный ландшафт природным лечебным фактором (рис. 3).

Рис. 3. Наши стены – сосны-великаны.

Наши пациенты много времени проводят на свежем воздухе: принимают дозированные солнечные и световоздушные ванны. Даже в дождливую погоду дети могут находиться на свежем воздухе в беседках.

Во время лечебной физкультуры на открытом воздухе проводится дыхательная гимнастика. В июне - июле, когда концентрация смолистых веществ в воздухе достигает максимума, людям, страдающим бронхиальной астмой, аллергическими заболеваниями, прогулки по хвойному лесу противопоказаны.

Одна из обязательных процедур, проводимых в нашем санатории –  терренкур. Терренкур — это пешая прогулка по специально разработанным маршрутам, дозированная по расстоянию, углу наклона местности и темпу ходьбы.

В 2018 году получено экспертное заключение Национального медицинского исследовательского центра реабилитации и курортологии о составе и качестве минеральной воды из скважины № 1589 на территории санатория. Данная минеральная вода относится к минеральным природным питьевым столовым водам (рис. 4).

Рис. 4. Природные факторы.

Питание  разрабатывается врачом-диетологом и корректируется по индивидуальным показаниям: назначается специальная диета или дополнительное питание.

В санатории работает отделение восстановительного лечения, оснащенное современным оборудованием, позволяющим проводить широкий спектр процедур. Работают кабинеты парафино-озокеритового лечения, свето- и электролечения, магнитотерапии, терапии ультразвуком, лазеротерапии, электросна и микрополяризации, аэрозольтерапии, кислородотерапии и галокамера (рис. 5, 6).

Учитывая утвержденные стандарты санаторно-курортной помощи, в санатории разработаны лечебные программы:

  • «Лёгкое дыхание» при заболеваниях бронхо-легочной системы;
  • «Легкий шаг» при заболеваниях опорно-двигательной системы;
  • «Приятного аппетита» при заболеваниях органов пищеварения;
  • «Спокойный - внимательный» при заболеваниях нервной системы;
  • «Сердце, как часы» при заболеваниях сердечно-сосудистой системы;
  • «Взвешенные – счастливые» при заболеваниях эндокринной системы, расстройствах питания и нарушениях обмена веществ;
  • «Мать и дитя» – оздоровление детей в сопровождении взрослого.

Рис. 5. Любимые лечебные процедуры детей.

Рис. 6. Любимые лечебные процедуры детей.

Рис. 7. Любимые лечебные процедуры детей.

Рис. 8. Любимые лечебные процедуры детей.

Анализ заболеваний пролеченных в санатории пациентов показал, что основной поток составили дети с заболеваниями органов дыхания (55%) и с болезнями костно-мышечной системы (14,6%) (рис. 9).

Рис. 9. Пролеченные больные по заболеваниям 2016 – май 2019 года.

При выписке детей из санатория мы анализируем эффективность проведенного санаторно-курортного лечения каждого ребенка с применением адаптированного протокола комплексной оценки эффективности оздоровления ребенка, разработанного с учетом методических рекомендаций, утвержденных Роспотребнадзором.

Применяется методика количественно балльной оценки особенности исходного состояния здоровья, прибывших на санаторно-курортное лечение, и его изменения под влиянием проводимого лечения по динамике наиболее информативных клинических, функциональных и лабораторных показателей (наличие жалоб, данные лабораторных и инструментальных методов обследования и осмотра, оценка антропометрических показателей) (рис. 10).

Рис. 10.Протокола комплексной оценки эффективности оздоровления ребенка.

Эффективность санаторно-курортного лечения за последние годы сохраняется на высоком уровне и составляет 97,1-97,2% (рис. 11). Эффективное лечение и оздоровление в санатории не представляется возможным без участия образовательного отделения, которое реализует социально-педагогическую, психологическую и социокультурную реабилитацию детей  посредством методов «лечебной педагогики».

Лечебная педагогика – это комплексное воздействие на организм и личность ребенка. Комплекс мероприятий используется с учетом специфики заболеваний, возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей; согласуется на медико-педагогических советах.

Рис. 11.Анализ исходов заболеваний поступивших детей.

В качестве методов психотерапевтической помощи широко применяется арт-терапия: игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, вокалотерапия, библиотерапия и т. д. (рис. 12).

Рис. 12.Сказкотерапия.

Пациентам санатория предоставляются  услуги по социально-психологической реабилитации в форме индивидуального психологического консультирования и групповых тренингов, направленных на то, чтобы выработать у детей определенные качества, умения, навыки, способы мышления, модели поведения, психологические установки, корректирующие их психоэмоциональное состояние (рис. 13).

Рис. 13. Психологический тренинг.

Мероприятия по социокультурной реабилитации ребенка с проблемами здоровья включают в себя  вовлечение детей в разнообразную деятельность. Досуговая сфера жизнедеятельности детей выполняет следующие функции: восстановление физических и духовных сил, развитие их способностей и интересов, свободное общение со значимыми для ребенка людьми. Полезный и разумный досуг обеспечивается направлениями: отдых, развлечение, самообразование.

Отдых восстанавливает физические и духовные силы ребенка созерцанием природы, размышлениями о жизни, физкультурой и чтением, слушанием музыки. Развлечениями, дающими ребенку смену впечатлений, являются: просмотр художественных фильмов, концерты, театральные представления, соревнования, конкурсно-развлекательные программы, прогулки на свежем воздухе, дискотеки. Отдых и развлечения сочетаются у нас в праздниках (рис. 14).

Рис. 14. Олимпийские игры.

Самообразование, вид досуга, направлено на приобщение детей к ценностям культуры. В ходе игры-путешествия, квеста, интеллектуальных викторин наши пациенты знакомятся с историей, шедеврами и памятниками мировой культуры; учатся работать в команде.

Творческие виды досуговой деятельности – самый высокий уровень досуга, так как именно он способствует созиданию. К данному виду досуга можно отнести конкурсы детского творчества: конкурс поделок, конкурс рисунка, причесок, костюмов, статуй, конкурс рекордов Гиннесса, мастер-классы. Организуются встречи с интересными людьми, экскурсии в музеи, просмотры спектаклей в театрах г. Рязани (рис.15).

Рис. 15. На поляне С.А. Есенина.

С целью укрепления здоровья и реабилитации детей проводятся спортивные мероприятия и соревнования, занятия на тренажерном комплексе. С целью обучения жизненным навыкам и персональной сохранности детей в санатории создан социальный проект по оказанию неотложной помощи – клуб жизненных практик «Меддруг».

Эффективность лечебного процесса, а также закрепление лечебного результата по возвращению детей к обычному образу жизни обеспечивает школа на 150 мест, которая имеет государственную лицензию на осуществление образовательной деятельности с 1 по 8 класс и оказание услуг дополнительного образования (рис. 16).

Согласно здоровьесберегающим технологиям в течение учебного дня педагогами школы проводятся динамические паузы, способствующие активизации внимания, памяти, профилактике нарушений осанки и органов зрения, для снятия умственного и физического напряжения – флэшмобы. Для создания  благоприятных условий  всесторонней  подготовки дошкольника к обучению в школе в санатории работает «Школа будущего первоклассника».

Рис. 16. День знаний.


Для развития и восстановления статуса личности ребенка в санатории созданы детские объединения по интересам различного профиля – кружки: «Умелые ручки», «Спорт и Я», «Читательский клуб».

В качестве результатов реализации социокультурной реабилитации, можно отметить следующее: у детей расширяется кругозор и коммуникативное пространство, повышается творческий потенциал, формируется и поддерживается позитивное отношение к жизни, приобретаются новые знания, умения, социально значимые навыки и опыт.

Наш санаторий, под руководством главного врача, кандидата медицинских наук Елены Викторовны Ермаковой, располагает опытными и квалифицированными кадрами, достаточным материально-техническим оснащением для оказания санаторно-курортного лечения детям, которые улучшат состояние здоровья ребенка во время пребывания в санатории и благотворно  повлияют на качество его дальнейшей жизни (рис. 17)!

Рис. 16. Губернатор Рязанской области Н.В. Любимов вручает награду главному врачу санатория Е.В. Ермаковой, 2018 год.

 

Круглый год мы рады каждому ребенку!