ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К САНАТОРНО-КУРОРТНОМУ ЛЕЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ
ГБУ РО «РЯЗАНСКИЙ ДЕТСКИЙ КЛИНИЧЕСКИЙ САНАТОРИЙ ПАМЯТИ В.И. ЛЕНИНА»
Е.В. Ермакова
Санаторно-курортное лечение детей является одним из этапов педиатрической помощи, которая обеспечивает преемственность и непрерывность лечения педиатрической службы – поликлиника, стационар, санаторий. Санаторное лечение максимально использует целебный эффект естественных природных и преформированных физических факторов, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей, в значительной степени повышающих иммунологическую резистентность организма, его функциональные резервы, медицинскую реабилитацию.
Немедикаментозные методы лечения как более физиологичные, имеющие мало противопоказаний и осложнений, способствующие улучшению функции систем и органов, должны стать приоритетными при лечении заболеваний у детей.
Рязанский детский клинический санаторий памяти В.И. Ленина является единственным лечебным учреждением в нашем регионе для оказания санаторно-курортной помощи детям Рязанской области (рис. 1). Специализируется на лечении детей в возрасте от 3 до 14 лет, развёрнут на 240 койко-мест (150 – школьных, 90 – дошкольных) круглогодичного пребывания детей.
Курс санаторно-курортного лечения условно делится на периоды:
- 1. Период адаптации – период приспособления к новой обстановке, новым условиям среды, при смене климата – акклиматизации. Продолжительность этого периода в местном санатории – 1-3 дня. Научно доказан факт, что смена климата и места проживания осложняет и удлиняет период адаптации ребенка до 7-8 дней, так как вызывает у него перестройку деятельности всех физиологических систем организма и усиление напряжения систем регуляцию. Таким образом, наилучшей мерой для оздоровления детей является их пребывание в загородных условиях, вблизи постоянного места жительства, в родном климате, т.е. в местном санатории. В этом периоде проводятся необходимые обследования, назначается лечение. Режим щадящий.
- 2. Основной период или лечебный (10-14 дней), период проведения основного курса восстановительных мероприятий. Режим щадящий, тонизирующий или тренирующий, в основе - нарастающая физическая нагрузка.
- 3. Заключительный период (2-3 дня), период закрепления достигнутых результатов в оздоровлении. Оцениваются результаты лечения и течение заболевания, определяются рекомендации по дальнейшему врачебному наблюдению и соблюдению правил здорового образа жизни ребенком, в целях профилактики развития обострения и новых заболеваний.
- 4. Период реакклиматизации (2-3 дня), период, в течение которого проходит адаптация к домашним условиям.
Санаторно-курортное лечение носит, по своей сути, реабилитационный характер. Для осуществления цели деятельности санатория нами используется рациональная интегративная модель комплексной реабилитации с междисциплинарным подходом (рис. 2).
Комплексная реабилитация включает медицинскую и социальную реабилитации, которые интегрируют друг с другом, объединяются одной целью – сохранение и укрепление здоровья ребенка, создают единое лечебное пространство. Каждый вид реабилитации имеет свою инфраструктуру. Медицинская реабилитация представлена диагностическим и лечебным подблоками.
При поступлении дети проходят необходимое обследование. Диагностическая база санатория представлена клинико-диагностической лабораторией, рентгенологическим кабинетом, кабинетами ультразвуковой диагностики и электрокардиографии. Имеется стоматологический кабинет, проводятся функциональные пробы, спирометрия, консультирование детей врачами-специалистами.
На основании данных обследования, основного и сопутствующего диагноза каждому ребенку составляется индивидуальная программа оздоровления. Приоритетное значение имеет использование природных лечебных факторов в сочетании с другими немедикаментозными методами.
Оздоровительное лечение комплексное и включает климатотерапию, лечебное питание, витаминотерапию, аппаратные методы физиотерапии, парафино-озокеритолечение, прием кислородного коктейля, галотерапию, лечебную физкультуру, медицинский массаж, терренкур, и в случае необходимости, медикаментозное лечение.
Санаторий располагается в 20 км от г. Рязани, в поселке Солотча в окружении Мещерского национального парка на границе климатических зон заливных приокских лугов и реликтового соснового леса.
Целебный воздух этих мест, насыщенный фитонцидами хвойных деревьев, эфирными маслами, отрицательными ионами в сочетании с современными методами восстановительного лечения обладает мощным укрепляющим и оздоравливающим эффектом.
Инновационным геологическим комитетом ООО «ИНГЕОЛКОМ+» (г. Москва) для нашего санатория разработан биоклиматический паспорт, который свидетельствует о благоприятных ландшафтно-климатических условиях для лечения и профилактики различных заболеваний.
Интегральная оценка всех параметров ландшафта территории санатория для цели лечебно-оздоровительного использования равно 2,8 балла (из 3 возможных), что позволяет рассматривать местный ландшафт природным лечебным фактором (рис. 3).
Наши пациенты много времени проводят на свежем воздухе: принимают дозированные солнечные и световоздушные ванны. Даже в дождливую погоду дети могут находиться на свежем воздухе в беседках.
Во время лечебной физкультуры на открытом воздухе проводится дыхательная гимнастика. В июне - июле, когда концентрация смолистых веществ в воздухе достигает максимума, людям, страдающим бронхиальной астмой, аллергическими заболеваниями, прогулки по хвойному лесу противопоказаны.
Одна из обязательных процедур, проводимых в нашем санатории – терренкур. Терренкур — это пешая прогулка по специально разработанным маршрутам, дозированная по расстоянию, углу наклона местности и темпу ходьбы.
В 2018 году получено экспертное заключение Национального медицинского исследовательского центра реабилитации и курортологии о составе и качестве минеральной воды из скважины № 1589 на территории санатория. Данная минеральная вода относится к минеральным природным питьевым столовым водам (рис. 4).
Рис. 4. Природные факторы.
Питание разрабатывается врачом-диетологом и корректируется по индивидуальным показаниям: назначается специальная диета или дополнительное питание.
В санатории работает отделение восстановительного лечения, оснащенное современным оборудованием, позволяющим проводить широкий спектр процедур. Работают кабинеты парафино-озокеритового лечения, свето- и электролечения, магнитотерапии, терапии ультразвуком, лазеротерапии, электросна и микрополяризации, аэрозольтерапии, кислородотерапии и галокамера (рис. 5, 6).
Учитывая утвержденные стандарты санаторно-курортной помощи, в санатории разработаны лечебные программы:
- «Лёгкое дыхание» при заболеваниях бронхо-легочной системы;
- «Легкий шаг» при заболеваниях опорно-двигательной системы;
- «Приятного аппетита» при заболеваниях органов пищеварения;
- «Спокойный - внимательный» при заболеваниях нервной системы;
- «Сердце, как часы» при заболеваниях сердечно-сосудистой системы;
- «Взвешенные – счастливые» при заболеваниях эндокринной системы, расстройствах питания и нарушениях обмена веществ;
- «Мать и дитя» – оздоровление детей в сопровождении взрослого.
Анализ заболеваний пролеченных в санатории пациентов показал, что основной поток составили дети с заболеваниями органов дыхания (55%) и с болезнями костно-мышечной системы (14,6%) (рис. 9).
При выписке детей из санатория мы анализируем эффективность проведенного санаторно-курортного лечения каждого ребенка с применением адаптированного протокола комплексной оценки эффективности оздоровления ребенка, разработанного с учетом методических рекомендаций, утвержденных Роспотребнадзором.
Применяется методика количественно балльной оценки особенности исходного состояния здоровья, прибывших на санаторно-курортное лечение, и его изменения под влиянием проводимого лечения по динамике наиболее информативных клинических, функциональных и лабораторных показателей (наличие жалоб, данные лабораторных и инструментальных методов обследования и осмотра, оценка антропометрических показателей) (рис. 10).
Эффективность санаторно-курортного лечения за последние годы сохраняется на высоком уровне и составляет 97,1-97,2% (рис. 11). Эффективное лечение и оздоровление в санатории не представляется возможным без участия образовательного отделения, которое реализует социально-педагогическую, психологическую и социокультурную реабилитацию детей посредством методов «лечебной педагогики».
Лечебная педагогика – это комплексное воздействие на организм и личность ребенка. Комплекс мероприятий используется с учетом специфики заболеваний, возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей; согласуется на медико-педагогических советах.
В качестве методов психотерапевтической помощи широко применяется арт-терапия: игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, вокалотерапия, библиотерапия и т. д. (рис. 12).
Пациентам санатория предоставляются услуги по социально-психологической реабилитации в форме индивидуального психологического консультирования и групповых тренингов, направленных на то, чтобы выработать у детей определенные качества, умения, навыки, способы мышления, модели поведения, психологические установки, корректирующие их психоэмоциональное состояние (рис. 13).
Мероприятия по социокультурной реабилитации ребенка с проблемами здоровья включают в себя вовлечение детей в разнообразную деятельность. Досуговая сфера жизнедеятельности детей выполняет следующие функции: восстановление физических и духовных сил, развитие их способностей и интересов, свободное общение со значимыми для ребенка людьми. Полезный и разумный досуг обеспечивается направлениями: отдых, развлечение, самообразование.
Отдых восстанавливает физические и духовные силы ребенка созерцанием природы, размышлениями о жизни, физкультурой и чтением, слушанием музыки. Развлечениями, дающими ребенку смену впечатлений, являются: просмотр художественных фильмов, концерты, театральные представления, соревнования, конкурсно-развлекательные программы, прогулки на свежем воздухе, дискотеки. Отдых и развлечения сочетаются у нас в праздниках (рис. 14).
Самообразование, вид досуга, направлено на приобщение детей к ценностям культуры. В ходе игры-путешествия, квеста, интеллектуальных викторин наши пациенты знакомятся с историей, шедеврами и памятниками мировой культуры; учатся работать в команде.
Творческие виды досуговой деятельности – самый высокий уровень досуга, так как именно он способствует созиданию. К данному виду досуга можно отнести конкурсы детского творчества: конкурс поделок, конкурс рисунка, причесок, костюмов, статуй, конкурс рекордов Гиннесса, мастер-классы. Организуются встречи с интересными людьми, экскурсии в музеи, просмотры спектаклей в театрах г. Рязани (рис.15).
С целью укрепления здоровья и реабилитации детей проводятся спортивные мероприятия и соревнования, занятия на тренажерном комплексе. С целью обучения жизненным навыкам и персональной сохранности детей в санатории создан социальный проект по оказанию неотложной помощи – клуб жизненных практик «Меддруг».
Эффективность лечебного процесса, а также закрепление лечебного результата по возвращению детей к обычному образу жизни обеспечивает школа на 150 мест, которая имеет государственную лицензию на осуществление образовательной деятельности с 1 по 8 класс и оказание услуг дополнительного образования (рис. 16).
Согласно здоровьесберегающим технологиям в течение учебного дня педагогами школы проводятся динамические паузы, способствующие активизации внимания, памяти, профилактике нарушений осанки и органов зрения, для снятия умственного и физического напряжения – флэшмобы.
Для развития и восстановления статуса личности ребенка в санатории созданы детские объединения по интересам различного профиля – кружки: «Умелые ручки», «Спорт и Я», «Читательский клуб».
В качестве результатов реализации социокультурной реабилитации, можно отметить следующее: у детей расширяется кругозор и коммуникативное пространство, повышается творческий потенциал, формируется и поддерживается позитивное отношение к жизни, приобретаются новые знания, умения, социально значимые навыки и опыт.
Наш санаторий, под руководством главного врача, кандидата медицинских наук Елены Викторовны Ермаковой, располагает опытными и квалифицированными кадрами, достаточным материально-техническим оснащением для оказания санаторно-курортного лечения детям, которые улучшат состояние здоровья ребенка во время пребывания в санатории и благотворно повлияют на качество его дальнейшей жизни (рис. 17)!